L.Gudaev (leko007) wrote,
L.Gudaev
leko007

Битва за аэропорт «Грозный.

Чеченская Республика должна в полной мере подготовиться к приданию аэропорту «Грозный» статуса международного. Об этом намедни заявил президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Глава республики также подчеркнул, что в этом  вопросе с федеральным центром достигнуты  договоренности о снятии ограничений, и принципиальное решение уже согласовано с Москвой. По словам Р.Кадырова, в связи с достигнутыми договоренностями уже сегодня встает вопрос  соответствия  аэропорта международным стандартам. Рамзан Кадыров подчеркнул, что от придания международного статуса воздушным воротам республики и открытия в регионе собственного пункта таможенного контроля напрямую зависит привлечение инвестиций в республику, так как эти меры позволят существенно расширить экономические возможности региона и явятся дополнительным стимулом для привлечения инвесторов.

Справка: Восстановление аэропорта «Грозный» завершено в октябре 2006-го года. Уже в марте 2007 года совершен первый за последние десять с лишним лет пассажирский рейс по маршруту Грозный-Москва. Первоначально авиаперевозками из Грозного и обратно занималось унитарное предприятие  "Вайнах-авиа", в обязанности которого входит наземное обслуживание аэропорта. Авиарейсы на этот период совершались авиакомпаниями "Дагестанские авиалинии" и "Дон-Авиа". Однако, уже в июле 2007 года распоряжением правительства ЧР создается авиакомпания "Грозный-авиа". Ее учредителем выступает  РОФ им. А. Кадырова. С июня 2008 года "Грозный-Авиа" открывает регулярные рейсы в Москву (аэропорт Внуково). На данный момент в  распоряжении авиакомпании находятся два самолета типа Як-42 и два лайнера - Ту-134 и Ту-154. Планируется, что в скором времени компания закупит еще три таких самолета.

Битва за международный статус аэропорта «Грозный идет с самого его открытия. До последнего времени, несмотря на ряд договоренностей, достигнутых с чиновниками различного уровня вплоть до президента Российской Федерации, пресловутые "третьи силы" самым активным способом  пытались противостоять процессу придания грозненскому аэропорту  международного статуса и открытию в Грозном пункта таможенного контроля.

Все действия чеченского руководства, со ссылкой на нестабильную общественно-политическую ситуацию в республике, отвергались мотивировкой о возможной опасности террористических атак и провоза контрабанды. При этом напрочь забывалось о том  что, как руководством страны, так и силовиками неоднократно декларировалось, что обстановка в республике стабилизировалась и находится под контролем правоохранительных органов. В качестве главного аргумента оппонирующей стороной приводилось пресловутое Постановление № 1223 «О мерах по предотвращению проникновения на территорию РФ членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу РФ в пределах Северокавказского региона», которое, в свое время, как известно, напрямую касалось именно Чеченской Республики.

Самое смешное в этом аргументе это то, что датирован этот документ аж ноябрем 1999 года. Иначе говоря, с тех пор прошло немного - немало десять лет и ситуация в регионе изменилась кардинальным образом. Не говоря уже об активных боевых действиях, Чеченская Республика даже от фазы возрождения социально – экономической составляющей региона перешла к этапу устойчивого социально-экономического развития. В этой, новой ситуации, естественно, встают вопросы налаживания торгово-экономических связей, воздушного передвижения граждан республики, ввоза строительных материалов (в том числе и из-за рубежа). Нерешенность проблемы с статусом аэропорта серьезно сказывается на себестоимости широкомасштабных строительно-восстановительных работ, в их темпах реализации и оказывает отрицательное влияние на морально-психологическое состояние как минимум десятка тысяч граждан, которые для совершения поездок даже в близкие страны вынуждены первоначально добираться в другие регионы и вылетать оттуда. Республике необходим международный аэропорт и в плане установления прочных взаимоотношений с многочисленной чеченской диаспорой, разбросанной в результате двух военных кампаний по всему миру. (Её число по приблизительным расчетам составляет более 150 тысяч человек). В географии значатся такие страны как Казахстан, Украина, Белоруссия, а также страны Ближнего Востока и Западной Европы. На все эти и другие серьезные аргументы чеченская сторона до последнего времени получала один и тот же стандартный ответ основным акцентом, которого являлось и достаточно спорное утверждение о том, что в пределах досягаемости Чеченской Республики существуют международные аэропорты - в Минводах, Махачкале и в Нальчике. Рассмотрим эти и другие аргументы в несколько иной плоскости и в нескольких направлениях.

Во-первых, о международных аэропортах, которые существуют в "пределах досягаемости".
 
Справка: Аэропорты Кавказа, которые наделены международным статусом:


• Аэропорт «Майкоп». Местонахождение: Адыгея
• Аэропорт «Нальчик». Местонахождение: Кабардино-Балкария
• Аэропорт «Сочи» Местонахождение: Краснодарский край, г. Сочи
• Аэропорт «Краснодар». Местонахождение: Краснодарский край г.Краснодар
• Аэропорт «Анапа». Местонахождение: Краснодарский край, г. Анапа
• Аэропорт «Беслан». Местонахождение: Северная Осетия-Алания
• Аэропорт «Минеральные Воды». Местонахождение: Ставропольский край
• Аэропорт «Ставрополь». Местонахождение: Ставропольский край, г. Ставрополь
• Аэропорт «Махачкала». Местонахождение: Дагестан,
• Аэропорт «Грозный» ???

Вот справка о тех самых аэропортах, которые находятся, в так называемых, «пределах досягаемости». Как видно из представленной справки, международный  аэропорт имеют практически все регионы Северного Кавказа. Более того, некоторые из них имеют два, а то и три аэровокзала с соответствующим статусом. И лишь «Грозный» находится на положении бедного родственника, без каких либо прав в вопросах воздушных перевозок. Всякие комментарии в этой ситуации, как говорится, излишни.

Во-вторых, о «возможности террористических угроз и провоза нелегального товара в ЧР».

Как уже отмечалось выше, за последнее время ситуация в Чеченской Республике изменилась кардинальным образом и, по существу, этот вопрос отпадает уже в принципе.Тем не менее, создается ощущение, что некоторые федеральные чиновники до сих пор не свыклись с тем, что Чеченская Республика такой же полноценный субъект и равноправный партнер, как и остальные регионы, а не зона контртеррористической операции. Все тот же Дагестан или Кабардино-Балкария (которые, к слову, имеют свою таможню и международный аэропорт) вызывают большую обеспокоенность в плане террористической угрозы, нежели Чеченская Республика, в которой вот уже на протяжении нескольких последних лет эта проблема не наблюдается и, практически, исчезла. Именно поэтому шаблонные формулировки типа «террористической угрозы и контрабанды" ничего кроме как иронической ухмылки у обывателя вызвать не могут .

И, наконец, в третьих. О соответствии аэропорта международным требованиям и определенным стандартам международного образца.

Справка:
Придание всякому аэропорту статуса международного налагает кучу нелегких, но вполне выполнимых обязательств. В международных аэропортах в обязательном порядке должны быть оборудованы пункты пропуска через государственную границу, должны быть созданы определенные условия для работы пограничной и таможенной служб. Международный аэропорт также должен обеспечить круглосуточное дежурство вертолета с командой спасателей для выполнения авиационно-спасательных работ в случае чрезвычайных ситуаций или происшествий. Финансирование этих и других обязательных условий лежит на администрации аэропорта.

В этом вопросе обратим внимание на тот факт, что ряд ответственных комиссий уже несколько раз подтвердили, что с технической стороны аэропорт уже готов к приему зарубежных рейсов, о чем не скажешь о некоторых действующих вышеперечисленных аэропортах северокавказского региона. К примеру, о международном аэропорте «Минеральные воды», который больше похож на автовокзал районного назначения, чем на воздушные ворота целого края. Тем не менее, несмотря на сплошную антисанитарию и отсутствие элементарного комфорта, аэропорт умудряется без проблем принимать и отправлять международные рейсы.

Возникает вполне резонный вопрос. Если все претензии в адрес чеченских властей необоснованны, в чем же корень проблемы? Все объясняется довольно просто! В условиях рынка и новых экономических взаимоотношений, определенные круги региональных элит, которые уже пристроены к сверхприбыли от пассажирооборота, оборота товаров, контрабанды и нелегальных таможенных поборов, не заинтересованы в появлении на уже освоенном и размеченном бизнес-поле новых игроков. Открытие в соседнем регионе международного аэропорта существенно снизит именно их прибыль, так как она будет оседать уже не в их карманах, а в бюджете соседней республики. Поэтому регионами-владельцами международных аэропортов и предпринимаются в чиновничьих кабинетах определенного рода усилия с одной единственной целью - хотя бы на время попридержать ситуацию в накатанном русле.

Справка: В настоящее время из грозненского аэропорта осуществляются полеты лишь в Москву. Однако, буквально в следующем месяце ожидается, что чеченские авиалинии начнут рейсы в крупные российские города Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Тюмень. В ближайших планах авиакомпании - открытие маршрутов в Самару, Уфу, Нижневартовск, Ярославль, а также в некоторые города стран СНГ: Астану, Алма-Ату, Чимкент, Караганду, Киев, Минск и Брест. Отметим, что авиарейсы в этих направлениях не осуществлялись с конца 80-х - начала 90-х годов уже прошлого столетия. В случае же отмены пунктов Постановления Правительства РФ от ноября 1999 года географию взаимовыгодного сотрудничества и воздушных перевозок значительно расширится. Ожидается, что в этом случае первый международный авиарейс будет совершен в одну из арабских стран.
Tags: Аналитика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments