L.Gudaev (leko007) wrote,
L.Gudaev
leko007

Categories:

Рождение сына в шкале ценностей древних чеченцев.

Рождение сына у чеченцев с древнейших времен считалось (и считается) большой радостью и удачей, ибо сын это опора дома, защитник, продолжатель рода и наследник. С раннего возраста мальчика приучали к этой мысли. Пословица гласила: "Не будет сына, не будет крова!". Соответствовало этому принципу и пожелание родителям: "Ворх1 веши ваша хуьлда! (Да будет братом 7-ми братьев!)". Даже при рождении девочки высказывалось практически то же пожелание: "Ворх1 веши ийша хуьлда (Да будет сестрой 7-ми братьев).

Важным моментом считалось имянаречение младенца — "Ц1е тиллар», которое сопровождалось обрядом - "Мовлад дешар". Считалось, что от выбора имени в жизни ребенка зависит все. Почти никогда имя ребенку в прошлом не давали родители. Это было прерогативой особо уважаемых людей. При наречении дающий имя оюязательно его аргументировал.

Рождение сына служило и поводом к большому угощению в доме отца. Ради такого события резали скот и выставлялось обильное угощение. При этом назначалась дата большого праздника, на котором на фоне нового пиршества устраивались скачки с дорогими призами для победителей: скакун, кинжал с поясом, медный кувшин и др.

До достижения 1-го года млаженца тщательно оберегали от сглаза - под его подушку клали особые предметы (нож, ножницы, спички и др.), или ставили в изголовье сосуд с водой. При купании в воду клали кусок древесного угля из очага. Особым событием считалось и когда ребенок начинал вставать на ноги. В этот период между его ногами прокатывали бублики — (Ч1уьргаш карча дар"), которые затем раздавались детям. Могли прокатить и монеты, их тоже отдавали детям.

С 7-8 лет воспитание мальчика переходило в руки мужчин. С этого момента он имел право присутствовать при общении мужчин (без права вмешиваться почтительно стоять в стороне). Его характер как будущего члена общества и главы семьи дальше формировался уже в кругу старшего брата и дяди. Когда мальчику исполнялось 15—16 лет, он шел с подарком к своему дяде по материнской линии, а тот в свою очередь должен был одарить его конем или другими дарами. Этот древний обычай и считался своего рода "признанием" совершеннолетия молодого человека ("пхийтара вала").

Л. Гудаев
Источник здесь


Tags: Вайнахи, Чеченские хроники, Чечня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments